МБУК МЦБС Краснокамского муниципального района

Фото из книги «Город под соснами» 2008 года (автор-составитель Е.В. Воронянская) на странице 9 подписано так: «Первые строители. Бумстрой. 20 декабря 1932 года».

 

 

 

 

 

 

 

 

 Это же фото в книге «Боль нашей памяти» 2010 года (автор-составитель В.И. Докукин) на странице 4  подписано по-другому: «Первостроители на строительстве судозавода».

Меня сразу заинтересовали буквы на борту судна – ВОИВ. Эта аббревиатура означает Всесоюзное объединение искусственного волокна. Полное название организации -  Государственное  всесоюзное  объединение промышленности  искусственного волокна ВСНХ СССР. Эта контора должна была строить фабрику вискозы (или фабрику искусственного волокна) – химическое предприятие военного назначения. Сырьём должна быть целлюлоза с КЦБК. Стройка была начата рядом с комбинатом «К» в Закамске, но фабрику вискозы так и не построили. В 1932 году фабрика искусственного волокна ещё строилась, поэтому на фотографии у зимующего судна «ВОИВ» скорее всего изображены строители закамского предприятия или судозавода в Нижней Курье, но не Бумстроя.

И, кстати, в Закамске до 1950-х годов был посёлок под названием ВОИВ.

Это фото мне прислали наряду с другими фотографиями старого Краснокамска.

 

 

 

 

На вырезке из газеты «Краснокамская звезда» за 20 декабря 2012 г.  предполагалось, что изображена краснокамская пристань на Каме. На самом деле здесь изображена пристань пароходчика Истомина в Перми, это известная дореволюционная открытка.

 

Кто-то в Одноклассниках выдал эту открытку за Краснокамск, и вот редакцией газеты ошибка была растиражирована.

     

     На фото, взятом на сайте Одноклассники, изображены дома на улице К.Либкнехта и указана дата – 1950-е гг. Это фотография с баннера на стене 205-квартирного дома сделана в юбилейном для города 2013 году. Такая же фотография с такой же датой есть в буклете «Соцгород Краснокамск», изданном в 2013 году.

     Я считаю, что это фото сделано в начале 1940-х годов или даже в конце 1930-х, поскольку на газонах ещё нет деревьев и кустов, а дома №№ 1, 3, 5 выглядят, как недавно построенные (были сданы в 1936). И, главное, в 1950-х годах гознаковские  улицы уже украшали знаменитые уличные фонари.

     Вот снимок той же улицы К.Либкнехта, сделанный 15 августа 1950 года и выставленный С. Курьянович в Одноклассниках.

 

КБ1974.09.13 Бумзал 2-й фабрики 

   Фото из газеты «Камский бумажник» за 22 декабря 2011 датировано 1989 годом. Вспомнил, что где-то уже видел похожее. Оказалось, тоже в «Камском бумажнике», только за 13 сентября 1974. Снимки практически идентичные, явно сделаны в один день, с промежутком в несколько минут. Пока я разбирался, сделал «открытие», что фабрика мелованных бумаг и 2-я бумфабрика – это одно и тоже. Узнал, что в юбилейном для бумкомбината 2011 году пригласили «варяга» сверстать несколько номеров газеты. Была взята старая фотография И. Мелехина (как оказалось, 1974 года) и напечатана с новой произвольной датой – 1989.

Вот так и творится псевдоистория. 

  КБ2011.12.22 Фото - ошибка в дате. Зал БДМ 2-й бумфабрики

 

 

Фото ВКонтакте, группа ''История Прикамья'' с неверной датой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Фото выставлено ВКонтакте, в группе «История Прикамья» с такой подписью: «Рытьё котлована для Камского целлюлозно-бумажного комбината, 1929 г. Уральская область / ГАПК». Насколько я знаю, в 1929 на Бумстрое начинали только подготовительные работы к строительству - валили лес, строили временные бараки, землянки, начинали планировку территории. Котлованов под фундаменты корпусов не рыли, тем более, такую технику, как ленточный транспортёр, ещё не применяли.

     И вот в газете «Камский бумажник» за 18.07.1980 нашёл подтверждение – это фото 1934 года.

 21 декабря 2017 года в школе № 8 открылась выставка "Краснокамск. Страницы истории". Эта выставка была создана школьниками под руководством сотрудников музея в рамках проекта "Город экспериментов". Баннерная выставка будет работать в стенах школы до февраля 2018 года. Я обратил внимание на многим знакомую фотографию городского театра, почему-то датированную 1930-ми годами.

Смотрим литературу: 28 января 1940 исполком горсовета издал распоряжение построить летний городской театр  в парке культуры и отдыха. (Е.В. Воронянская – автор-составитель, «Город под соснами», Пермь: Пушка, 2008, стр.37).

Смотрим газету: В 1940 в Краснокамске на деньги всех предприятий строится летний театр. Срок сдачи театра к 1 июля был сорван. (Краснокамская звезда за 11.07.1940 г.)

Смотрим газету: В мае 1941 в городском театре, построенном в парке культуры и отдыха уже проходили лекции и показывали фильмы. С 31 мая 1941 в гортеатре начались гастроли Молотовского драмтеатра. (Краснокамская звезда за 25.05.1941 г.)

До какого времени существовал театр?

Смотрим литературу: Пожар – не редкость для деревянных построек – полностью уничтожил театр в августе 1954 (Г.А. Палкина, «Краснокамск», 1988, стр.116)

Получается, фото могло быть сделано с 1940 до 1954 года, но никак не в 1930-е годы!

Недавно на страничке ВКонтакте Государственный. архив Пермского края в группе «История Прикамья выложил ряд интересных фото Краснокамска, в том числе и эту:  

https://vk.com/permarchive?w=wall-86364732_9656&z=photo-86364732_456242361%2Fwall-86364732_9656 .

Подпись под фото: Улица в Краснокамске, [1940-е гг.] Краснокамск, Молотовская область. Фотограф: И.И. Каплан / ГАПК. Ф. ф-61. Оп.61н_а. Д.4101. Л.9. Есть ещё ряд снимков этого фотографа, в том числе фото самой площади перед 205-квартирным домом, что позволяет мне сделать вывод, что обсуждаемое фото сделано между 1946 и 1948 годами.

Несмотря на досадную ошибку в датировке одной фотографии, выставка в школе № 8 интересная и замечательная, всем рекомендую посмотреть.

 

1951 Гознаковские рабочие у трактора СТЗ-1

 

Это фотография из книги про Краснокамск «Город под соснами», вышедшей в 2008 г. Она иллюстрирует главку «Ледяная дорога и первый трактор «Фордзон», рассказывающую о строительстве Краснокамска в 1930-х годах. Когда я выставил фото в Одноклассниках, его прокомментировал житель Крыма Владимир Капказов. Оказалось, на фотографии – его мама, работница Гознака. Она стоит справа, у колеса. Судя по возрасту мамы, Владимир определил, что фото сделано в 1951 году, никак не в 1930-е годы. А другой знаток Краснокамска и техники – Владимир Истомин, тоже из Крыма, написал, что это трактор не американский Фордзон, а наш, СТЗ-1 Сталинградского тракторного завода. Пришлось мне перелопатить Интернет, углубляясь в историю тракторостроения, знакомясь с СТЗ, ЧТЗ, ХТЗ, Фордзон-Путиловец. Истомин прав, это СТЗ-1. Одной ошибкой в истории Краснокамска стало меньше.