МБУК МЦБС Краснокамского городского округа

 

Дорогие друзья!

 

Центральная детская библиотека им. П. П. Бажова МБУК МЦБС Краснокамского муниципального района Пермского края приглашает всех желающих принять участие в сетевой акции «Читаем сказы П. П. Бажова».

Цель мероприятия – активное продвижение творчества П. П. Бажова, привлечение внимания юных читателей к литературному наследию, поиск друзей и единомышленников библиотеки.

В день проведения акции на различных площадках: библиотеках, детских садах, клубах по месту жительства, летних лагерях, семейных клубах пройдут громкие чтения сказов писателя на выбор. Для чтения детям дошкольного возраста рекомендуем сказ «Серебряное копытце», для детей младшего школьного возраста сказ «Огневушка-Поскакушка» (или любой на выбор).

К чтению сказов рекомендуем привлечь волонтёров из числа взрослых и детей. Помещение, где будут проходить чтения, можно украсить шарами, плакатами с изображением героем бажовских сказов, оформить книжную выставку о жизни и творчестве писателя.

Приглашаем всех, кому близко и интересно творчество уральского сказочника, присоединиться к проведению акции в вашем учреждении.

Предлагаем примерную программу проведения мероприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 -  вступительное слово, рассказ о писателе;

-  выразительное чтение сказа (в формате громких чтений, веерных чтений, чтение по ролям, чтение с остановками, театрализация сказа или его части);

- обсуждение сказа, примерные вопросы викторины по сказу;

- творческая мастерская.

 

Вступительное слово

 

 Слово «Урал» в переводе с башкирского означает «пояс», поэтому Уральские горы называют «каменным поясом». Богат Урал не только горами, лесами, реками и озерами, но и старинными легендами и преданиями. Собрал их, переработал и донес до нас очень мудрый человек – Павел Петрович Бажов.

П. П. Бажов родился 27 января 1879 г. в семье мастера одного из старинных уральских заводов. С малых лет открывалась ему красота родного края и труда её мастеров. А ещё любил он слушать рассказы старожилов о волшебной Хозяйке Медной горы, которая охраняла богатства Уральских гор и помогала здешним умельцам.

Закончив Пермскую духовную семинарию, Павел Петрович стал учителем. Он учил детей грамоте, а во время школьных каникул отправлялся странствовать по родному краю и записывал предания, сказы, легенды. Позднее эти записи легли в основу его сказов. Давно уже нет Павла Петровича, но и сегодня мы с удовольствием читаем его сказы. Откройте книги Бажова – и увидите, как искрится, как сверкает драгоценными камнями живое, немеркнущее бажовское слово. Сказы Бажова светлы, радостны, наполнены истинной поэзией, глубоким уважением к  уральскому народу. Они прославляют умелый труд, смекалку, любовь к родной земле. Его героям присуща творческая выдумка, весёлая «живинка» в деле, что «впереди мастера бежит и человека за собой тянет». Надолго помнятся нам Данила-мастер и Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце и Огневушка-Поскакушка.

За свою жизнь Павел Петрович написал 56 сказов про Уральскую землю, про людей, что своим трудом прославили наш удивительный край. Сегодня мы послушаем один из сказов Бажова.

 

Громкое чтение сказа «Серебряное копытце»

 

Примерные вопросы викторины после прочтения сказа «Серебряное копытце»

1.    Как звали главных героев сказки? (Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, Серебряное копытце)

2.    Сколько лет было Дарёнке? («По шестому году»)

3.   Чем занимался Кокованя летом? (Золото добывал)

А зимой? (Охотился)

  1. На которой ножке у козла было серебряное копытце? (На правой передней)
  2. Чем отличались рожки козла с серебряным копытцем? (На них – по пять веточек, а не по две)
  3. Почему только зимой можно было отличить козлика с серебряным копытцем от других козлов? (Простые козлы зимой безрогие ходят, а этот – всегда с рожками)
  4. Как называются земные камешки, которые люди стали находить по покосным ложкам? (Хризолиты)
  5. Как вы думаете, почему Серебряное копытце показалось Дарёнке и наградило их с Кокованей хризолитами?

 

Громкое чтение сказа «Огневушка-Поскакушка»

 

Примерные вопросы викторины после прочтения сказа «Огневушка-Поскакушка»

1. Как звали главного героя сказа? (Федюнька)

2.Сколько лет было Федюньке («лет так восьми»)

3.Сколько старателей сидело вокруг огонька в лесу? (Вместе с Федюнькой 5 человек)

4. Как выглядит Огневушка-Поскакушка? (Вроде кукленки, волосики  рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек голубенький)

5. На что указывает Огневушка-Поскакушка? (Где покажется Поскакушка, там и золото)

6. Почему Федюньке не хотелось с прииска домой уходить? (Дома была злая мачеха)

7.  Почему  подружились дед Ефим и Федюнька? (Оба были одиноки,           любили поговорить обо всем)

8. Как Поскакушка помогла Федюньке выбраться из снега? (С помощью лопаты)

9. Как вы думаете, почему именно Федюньке Поскакушка указала на золото?

 

 

Громкое чтение сказа «Каменный цветок»

 

Викторина по сказу «Каменный цветок»

1. Почему парнишки боялись ходить к Прокопьичу на выучку?

- Мастер был чрезмерно строг;

- Работа с малахитом несет вред здоровью;

- Учеба этому делу занимает более десяти лет.

 

2. Каким талантом обладал Данилушка Недокормыш?

-Был умелым резчиком по дереву;

-Умел искусно играть на рожке;

- Мог издавать звуки, подобные пению птиц.

 

3. За что селянки любили Данилушку?

- Он был хорош собой и мил (волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки);

- Он играл красивые мелодии;

- Он был хорошим слугой при господском доме.

 

4. Как наказывали пастушков, которые теряли коров?

- Били по рукам;

- Били по спине;

- Сажали на горох.

 

5. Какими знаниями владела Бабушка Вихориха?

- Знала толк в отварах и настойках;

- Умела варить зелья;

- Была опытной грибницей.

 

6. О темной силе какого цветка предупреждала Бабушка Вихориха?

- Змеиный цветок;

- Воровской цветок;

- Каменный цветок.

 

7. Почему Прокопьич сперва отказался учить Данилушку?

- Мальчик показался ему слабым;

- Мальчик показался ему недостаточно талантливым;

- Данилушка был сиротой.

 

Творческая мастерская

 После чтения и обсуждения рекомендуем с детьми заняться творчеством. Свои впечатления о сказе они могут воплотить  в поделках в любой технике из различных материалов. Творческая работа может быть как индивидуальной, так и коллективной. Например, с помощью оригами можно выполнить героя сказа или из пластилина и аппликации сделать коллективное панно и др.

 

Рекомендации для проведения акции в семейных клубах

- чтение родителями и старшими детьми по ролям, чтение по кругу (каждая семья читает отдельную часть произведения). Необходимо подготовиться заранее, разделить текст на части, потренироваться в громком, выразительном чтении;

- просмотр фрагмента мультфильма по сказу между чтениями;

- обыграть одну из сцен сказа по типу семейный театр (где играют роли члены семьи), или кукольный театр (ручные или пальчиковые куклы);

- дать задания семьям разузнать интересные факты биографии П. Бажова;

- задать вопросы викторины;

- провести семейное чаепитие.

Posted by kraslib Tuesday, June 23, 2015 4:25:00 PM