МБУК МЦБС Краснокамского городского округа

 

Роман Людмилы Улицкой "Лестница Якова"

Posted by kraslib Wednesday, March 23, 2016 9:29:00 AM

Если в среде отечественной художественной интеллигенции ещё остались люди с безукоризненной репутацией, то Людмила Улицкая — одна из таких.

Одна из книг, на которую я прошу обратить внимание это новый роман Людмилы Улицкой "Лестница Якова". Символической лестницей в заглавии романа автор хочет привести читателя к восстановлению памяти и единства поколений. После выхода "Зеленого шатра" в 2011 году Людмила Улицкая сказала, что больше романов писать не будет. Но, к счастью, слова не сдержала. А что сподвигло её на это. Вот что она сама говорила в одном из интервью." В 2011 году я открыла довольно объемную папку, которая хранилась у меня дома давным -давно, с тех пор, как умерла моя бабушка. В ней я обнаружила их с дедом переписку, которая длилась много лет. Я открыла лежащее сверху письмо, увидела дату-1911 год, исполнилось столетие с момента написания первого письма. Писем было около пятисот. Страшно было. Было такое чувство, что посыплются скелеты из шкафа. Это страх молчащих поколений-мы многое не знаем о своих родителях, да и знать не хотим. Я прочитала эти письма. Поняла, что после моей смерти дети просто выбросят эти письма на помойку. И это снова был страх-на этот раз страх забвения, которым так глубоко больна вся наша страна. Да и жанр этой книги трудно определить однозначно. Это и эпистолярный роман, основанный на переписке деда и бабки писательницы, и семейная сага, и притча о жизни отдельного человека и сменяемости поколений.

События увлекательны, сюжетные линии прочерчены четко. Первая- современная, о театральной художнице Норе и её любви к грузинскому театральному режиссеру Тенгизу. Жизнь Норы идет своим чередом: она любит одного, выходит замуж за другого, рожает сына, хоронит родителей, стареет, борется с болезнью, радуется появлению внука. Норе, в наследство от умершей бабушки Маруси достались письма и дневники деда, и однажды она решилась их раскрыть. Это вторая сюжетная линия романа, о трагической жизни деда Норы, Якова Осецкого, по образованию экономиста, по призванию музыканта и поэта. Впервые мы знакомимся с ним в дореволюционном Киеве, прощаемся в середине 1950-х, за 101-м километром, в Калинине, куда он попал после трех арестов, ссылки и лагерей.

Яков Осецкий - человек, очевидно, выдающихся талантов, редкой эрудиции и благородства. В диапазон интересов Якова входит и биогенетический закон Геккеля, и теория относительности, и творчество Айседоры Дункан, и экономические теории, и авангардная живопись. Он судит с равной здравостью о прозе Чехова и симфониях Рахманинова. А опись его библиотеки, изъятой и сожженной при очередном обыске, включает около тысячи книг, половина которых на иностранном языке. Он знает лишь одну любовь и пишет письма своей жене до самого их заочного развода, писал бы и дальше, но она, охладев и разочаровавшись в когда-то любимом человеке, ему этого не позволяет. При этом Яков ни в чём её не винит. Переписка Якова и его возлюбленной Маруси довольна откровенная, трогательная и пылкая. Читая, мы с вами становимся свидетелями чужой семейной тайны. Их любовь, проходит через всю гамму чувств под воздействием извне и, казалось бы, уходит в никуда... Но есть всё-таки вера, что ничто не бесполезно в этой жизни, ничто не зря. События романа подаются порционно, плавно переходя от героя к герою, от одного времени к другому. Это до революции отношения Маруси и Якова и в советское время-отношения Норы и её матери Амалии, отношения Норы  и Виктора, отношения Норы с сыном Юриком, отношения Норы с Тенгизом, отношения друзей-Гриши Либера и Вити Чеботарева. Роман напоминает некую спираль, которую читатель постепенно раскручивает и автор Улицкая некоем образом не делает акцент на том, что Яков и его род Осецких мельчает.  Наоборот, правнуку Юрику, сыну Норы, от деда достается музыкальность, но музыку он любит другую, джазовую. Даже, посмотрите, Нора, как и дед ,тоже всю жизнь любит одного человека, но верности ему не хранит-наоборот, любовную тоску по ускользающему Тенгизу лечит романами с другими. Всё так. Этот роман можно назвать историями отношений. Это история одновременно грустная и жизнеутверждающая. Здесь есть те кому можно симпатизировать, с кем можно грустить и делить боль, кого можно пожалеть, а кого-то не понять и разочароваться. Стиль Улицкой-это как предпочтение в еде, всё сугубо индивидуально. Кому-то нравится, кому-то нет. Скажу так, каждый, кто хочет, прочтёт эту книгу и оставит свое собственное мнение.