МБУК МЦБС Краснокамского городского округа

Возможности не появляются просто так. На самом деле вы их сами создаете.

Крис Гроссер

 

Заканчивается лето, приближается новый учебный год, и у родителей школьников появляется еще одна «головная боль» – как пробудить в ребенке желание учиться. Многие мамы и папы с трепетом ожидают времени, когда нужно будет уговаривать ребенка сесть за уроки. Они знают, что начнутся жалобы, взаимные упреки, глупые ошибки, а порой переписывание и даже слезы.

Учеба у детей, как и работа у взрослых, часто – однообразный труд, от которого хочется спрятаться: поиграть, посмотреть телевизор или посидеть в интернете.

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребенка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо науки, значит, это учителя плохие, не умеют преподнести уроки так, чтобы его заинтересовать. Конечно, доля правды в этом есть, но ведь привычка учиться и привитие любви к учебе не определяется одной только школой. Влияние родителей не менее значимо: их участие в школьной жизни ребенка может усилить учебную мотивацию, а может свести ее на «нет». Попробуем разобраться, что делать и чего не делать, чтобы активизировать в ребенке желание учиться. Придется применить несколько хитростей:

  1. Подведите красивый итог летним каникулам. Лучше всего это сделать за праздничным семейным обедом, на котором все домочадцы вспомнят интересные моменты трехмесячного детского отдыха и отметят, какие позитивные изменения произошли в ребенке: как он вырос, какие навыки приобрел, что нового узнал, где был, с кем познакомился, что осознал. Можно посмотреть фотографии и видео, достать памятные вещицы и сувениры, чтобы еще раз окунуться в атмосферу радости и отдыха. И очень важно в процессе этих воспоминаний заверить ребенка в том, что он за лето сильно изменился в лучшую сторону: накопил сил и здоровья, стал взрослее, умнее, толковее, а потому с учебной нагрузкой справится успешно.

2.Делитесь знаниями. Возьмите в привычку рассказывать ребенку обо всем новом, что вы сами узнали. Пусть у него сформируется чувство, что узнавать новое в любом возрасте – здорово, и чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми, и мир для него становится шире и многограннее.

3.Дайте понять, что ученье — свет. Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Задавайте каверзные вопросы без ответов, помните, что заинтересовать — гораздо важнее, чем получить правильный ответ, написанный в конце учебника.

4.Интересуйтесь искренне. Расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Говорите о его (а не о своих!) интересах.

5.Поощряйте интересы ребенка, относитесь к ним с уважением, даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение ребенка – это его первые шаги к самовыражению, и возможно, именно через увлечение удастся заинтересовать его обучением.

6.         Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. К примеру, увлеченному спортом ребенку можно сказать: «Мечтаешь стать известным спортсменом мирового масштаба, и думаешь, что учеба тебе не нужна, а нужны одни тренировки? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью – русский и литература, ведь быть спортсменом – не значит быть безграмотным».

  1. Разрешайте ребенку играть. Многие взрослые ошибочно думают, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки. Однако в играх дети развиваются, оттачивают навыки. Игры стимулируют расширение кругозора, поэтому играть нужно! Просто в игры нужно умело добавлять «школьную» информацию. К примеру, ребенок увлечен бизнес-игрой, по ходу которой «бизнесмен» должен посчитать свои доходы-расходы и встретиться с иностранными коллегами. Хорошо, если при этом родитель скажет, что для этого нужно знать математику, русский язык и хотя бы несколько фраз на английском, и вообще, что это все безумно интересно и как хорошо, что на уроках в школе ребенок сможет узнать гораздо больше!

8.         Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

9.Читайте с любовью. Чтобы ребенок читал, начните подавать пример – читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут как печатные книги, так и электронные, причем не только на волнующие вас темы, но и на те, которыми интересуется ребенок. Если навык чтения у ребенка сформирован плохо, предложите свою помощь: читайте вслух то, что задали по программе, чтобы ребенок хотя бы ориентировался в учебном материале.

10.Фокусируйтесь на сильных сторонах. Если ребенок раньше учился неровно, и что-то у него получалось плохо, сделайте вид, что вы об этом «забыли». В ожидании нового учебного года обсуждайте лишь его сильные качества. Не выставляйте на показ его слабые стороны, не программируйте на повторение проблем. Выделяйте только его таланты и способности в тех дисциплинах, в которых он преуспевал.  Но не переусердствуйте, не впадите в другую крайность – полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые давались с трудом.

11.    Будьте осторожнее с критикой. Помните, что под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

12.    Поэтому не ломайте психику ребенка. Нет способа скорее вызвать отвращение к учебе, чем домашние скандалы с принудительным усаживанием за парту. Если ваш ученик будет постоянно работать через «не могу», то ему с каждым разом все труднее будет садиться за уроки. И настоящая катастрофа произойдет, если ваш ученик заработает нервное истощение, заболеет или непоправимо испортит отношения с вами.

       Вдумчивые доверительные разговоры о школьных правилах и о радости от выученного урока подойдут больше. А кроме того, подумайте, как организовать день таким образом, чтобы домашние задания выполнять не поздно вечером, а тогда, когда у всех светлая голова. Например, используйте прием экспресс-мобилизации: «Дочка, у нас 30 минут перед прогулкой. Вот тебе таймер, попробуй уложиться с заданием».

13.     Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает понимать учебный материал, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

14.     Освойте метод «зеленой ручки». Этот подход изобрела мама первоклассницы: вместо того чтобы подчеркивать красной пастой ошибки, она обводила зеленой лучшие варианты. Такой прием помогает ребенку концентрироваться не на том, что не получилось, а на собственных успехах, и стремиться к ним и дальше.

       Каждому хочется быть успешным. Но повторяющиеся неудачи рождают чувство беспомощности, ребенок перестает пробовать и теряет веру в себя. Постарайтесь сдерживаться и не указывать ребенку на каждую его оплошность, да еще попутно сообщая «как надо». Отучите себя ворчать на школяра, который делает уроки: «Одни ошибки! Кто так пишет? Полная чушь!» Научитесь говорить о том, что получилось (с юмором, по-доброму, без сарказма): «У тебя классно выходит раскачиваться на стуле. Ничего себе! Даже верно условия задачи записал!»

15.     Не скупитесь на слова одобрения, особенно те, которые поднимают дух и придают силы: «Спасибо!», «Круто!», «Блестяще!», «Великолепно!», «Вот это да!», «Класс!», «Ого, я поражена!», «Молодец! Ты трудолюбивый парень», «Ты превзошел мои ожидания, просто невероятно!», «Супер!», «Очень удачно», «Здорово!», «Как ты это сделал? Непременно расскажи мне — я в восторге от твоей работы!» и т.д. Радуйтесь и замечайте успехи ребенка.

 

Хорошая учеба невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями. Каждому мальчику и девочке важно испытать чувство победы — в учебе, творчестве или спорте. Это ощущение — «Я могу!» — помогает разорвать замкнутый круг неуспешности, и тогда появляется «Я хочу!». Поэтому так важно, чтобы родители почаще напоминали об этом ребенку.