МБУК МЦБС Краснокамского муниципального района

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с известным  краснокамским  фоторепортером, руководителем фотокружка «Миг мира»  Владимиром Петровичем Сыпачевым.

 

- Первый вопрос традиционный.  Как известно, все имеет свое начало. С чего и как началось увлечение фотографией у Вас?

-  Я вообще с детства хотел на балалайке играть.  Но, не получилось.  Родители много трудились, строили развитой социализм со светлым будущим, поэтому «на балалайку» отвести ребенка было некогда.  Хотя бабушка  балалайку специально привезла мне из Питера, чтобы учился…. Ну вот как-то не сложилось у меня с музыкой. А в это время старший брат Андрей  ходил во Дворец культуры Гознака в фотокружок, я за ним подвязался.   Самый маленький был среди кружковцев. Первые фотоазы магической красной комнаты и печатанье фотографий с проявителями и закрепителями получил именно там. Вот оттуда-то все, видимо, и пошло.  Все в жизни - случай.

 

- Что-то еще благодаря  «Его Величеству Случаю» с Вами произошло?

- В моей жизни многое. Был такой период, когда я ничего не делал, я был тогда безработный,  вернулся  из Канады, куда уезжал на постоянное место жительства (как я думал). Но там не сложилось, пришлось по семейным обстоятельствам вернуться в Россию. Так вот: работы нет, 90-е годы, кругом – проблемы.  Я стал делать ремонт в квартире, доставшейся от родителей. В шкафу, набитом разными вещами, вдруг увидел старенький  «Зенит», который практически упал мне на голову, как на Ньютона упало яблоко (смеется). Я взял фотоаппарат, купил пленку, пошел фотографировать…Напечатал, кое-что понравилось. Фотографии стали заполнять пространство квартиры. И тут в гости приезжает приятель с женой. Она у него фотограф. Увидела мои работы, заинтересовалась: - Слушай, а у тебя есть неплохие кадры. Ты снимаешь?. Я даже не знал, что и ответить, ведь относился к этому занятию тогда несерьезно. На этом  история не закончилась. Как-то вечером я возвращался из Перми. Вдруг – бац! - споткнулся.  Поднимаю голову и читаю наклеенное на заборе объявление «Набираются желающие на курсы в фотоакадемию «Серебряный свет». «Интересно, - подумал я. Само провидение толкает меня на эту дорогу».   Я взял свои фотографии, пленочный фотоаппарат и поехал записываться. Записался, отучился, получил диплом о выпуске, приехал к маме. Мама сказала: «Ну, выучился, а толку-то? Кем работать будешь?».  Я открыл местную газету «Краснокамская звезда», а там жирным шрифтом - «Требуются фоторепортеры». Тут я понял, что «круто попал»! Так, больше 10 лет и проработал в газете штатным фоторепортером.

 

- Не случайно говорят, что фоторепортер – это диагноз. В чем, по – Вашему, состоят особенности репортажной фотосъемки, какие требования она предъявляет к фотографу?

- Фоторепортеру всегда нужно учитывать то, о чем будет писать корреспондент, ведь каждый человек может быть чьим-то ребенком, родителем, начальником… Или же, герой рассказа увлекается чем-то очень интересным, особенным. Так вот, если у корреспондента есть 100 строк на рассказ, то фотограф должен отобразить все в одном кадре. И этот кадр должен понравиться не только самому фотографу, но  и герою рассказа, и корреспонденту, и главному редактору, а также  читателям. Это сложно,  ведь все мы разные и видим по-разному.

 

- Тем не менее, у Вас это хорошо получалось и получается. Не случайно Вы четырежды  признавались лучшим фоторепортером Пермского края по итогам престижного ежегодного конкурса «Журналистская весна».

- Ну, читателям и тем, кто оценивает мои работы, наверное, виднее (улыбается).  Конечно, приятно сознавать, что ты чего-то достиг в профессии. Участие в различных конкурсах является своего рода лакмусовой бумажкой на профпригодность. Одним из первых фотоконкурсов, в которых я принял участие, проходил в рамках выставки «АРТ Пермь» в 2006 году, был посвящен теме семьи.  Мои фотографии  тогда высоко оценили, и я понял, что двигаюсь в правильном направлении.  Были и другие выставки, конкурсы. Например, недавний конкурс, посвященный  замечательному пермскому поэту Алексею Решетову. Он назывался «Станция - жизнь». Фотографу нужно было суметь передать суть, образ стиха. Я стал лауреатом конкурса, чем очень горжусь.

 

-   Сегодня Вы, безусловно, состоялись, как профессионал. А можете  назвать тот период в своей творческой биографии, когда Вы поняли, что стали относится к своему увлечению фотографией как к искусству?

- Когда стал руководителем фотокружка «Миг мира», стал заниматься с ребятами, открывать для них этот удивительный мир. Это занятие стало  той отдушиной, которой мне не хватало раньше, как фоторепортеру газеты.  Теперь значительно расширились рамки и возможности для съемки, я стал снимать пейзажи,  портреты,  натюрморты.. И мне это здорово понравилось!  А ведь эта любовь передается детям. Они же видят, как я этим увлечен, насколько я искренен в том, что делаю.  Посмотрите, корень-то у слова какой - Искра! Именно она «воспламеняет» сердца и души тех, кому ты адресуешь свой посыл искренности, свою любовь к делу. Это относится не только к детям. Для взрослых у нас работает фотоклуб «Позитив». Это уже из темы «второе дыхание», которое   позволяет открыть в себе то, что ты не успел реализовать в детстве. Многие мои ученики- и дети , и взрослые, достигают очень хороших результатов, и я рад, что имею к этому отношение.

 

- Сегодня фотографируют практически все. Снимают на свои мобильники,  «мыльницы». Некоторых свое «творчество» вполне устраивает, другие же стремятся совершенствовать знания и умения пользования фотоаппаратом.  Скажите, у Вас есть какие-то универсальные подсказки начинающим, что и как снимать, чтобы получить хороший качественный снимок?

В фоторемесле есть две разновидности: постановочная и репортажная съемка. Они сильно отличаются по технике, но основное – это правильное освещение . Если это улица, то лучшая погода - солнечная, но облачная,  и снимать лучше, когда солнце освещает через облако. Такой рассеянный свет дает лучшие результаты. Многое зависит от выбранной модели и ракурса, с которого вы снимаете. Я, например, некоторые свои работы создавал на протяжении нескольких недель, а то и месяцев. Выбирал нужное время года, погоду, какое-то необходимое мне природное явление или происходящий процесс, действие. Конечно, все приходит с опытом. Я всегда говорю, что фотографии научить нельзя, ею можно только увлечь. Это как с живописью. Рисовать можно научить любого, но художниками станут единицы….

 

-  На протяжении практически двух лет Вы  являлись  директором Дворца культуры Гознака. Знаю, что для многих краснокамцев это было довольно неожиданно.  Как удавалось сочетать административную работу и творчество?

- У любого развития есть определенные закономерности. Я ведь окончил  Пермский государственный институт культуры по специальности «Управление социально-культурной сферой». Не раз задавался вопросом: «Почему не складывается применить на практике полученные знания?». Казалось, для этого уже был и опыт, и стремление расширить рамки своих возможностей.  И вдруг – такая возможность появилась. После ухода директора коллектив мне предложил возглавить Дворец. Вот она - закономерность. Нашелся ответ, почему я учился именно на этой специальности. Теперь я, пройдя и эту «школу жизни» понимаю, что творческая сторона мне гораздо ближе, роднее и интереснее. Тем не менее, считаю, что испытание властью прошел достойно.

 

-  Вы известный в городе человек. Помимо профессиональных многочисленных регалий, много чем занимаетесь и увлекаетесь: пишете стихи, актерствуете, преподаете. Кроме того, много лет уже играете в краснокамской хоккейной  команде ветеранов. С Вами интересно общаться, Вы очень многогранны. А главное, Вы -  настоящий профессионал, потому что можете разглядеть необычное в повседневной жизни и успеть запечатлеть необыкновенные мгновения. Это дорогого стоит. Скажите, что есть еще такого, чему бы Вы хотели научиться?

- (улыбается) Ну вот, на балалайке я так и не научился играть. А хочется!

 

- За чем же дело стало?! Успехов Вам, новых открытий себя, новых замечательных фотографий в юбилейный для нашего города год!

- Спасибо!

 

Интервью записала О.Абатурова