МБУК МЦБС Краснокамского муниципального района

У Дмитрия Лихачева есть такие слова: "Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы". Эти слова как нельзя лучше характеризуют труд ветерана педагогического труда, учителя высшей квалификационной категории, награжденного медалью Пушкина - Александру Васильевну Маслову. Ее блестящие открытые мастер-классы помнят коллеги, а нестандартные уроки и увлеченность Пушкиным продолжают восхищать многочисленных ее выпускников, чьи теплые слова в адрес любимой учительницы традиционно начинаются со слов « Благодаря Вам…». В канун Дня Учителя, которое отмечается в первое воскресенье октября, мы встретились с Александрой Васильевной и узнали много интересного: о ней, о призвании, о Пушкине.

 

Уж так предсказано Судьбой…

- Традиционный вопрос: начало всех начал – где?

- Я родилась в Ильинском районе, отца своего не помню, воспитывала меня мама. Запомнившееся событие детства:  Камская ГЭС, в строительстве которой принимали участие заключенные. Немалая их часть подверглась принудительному «исправлению» по политическим причинам. Одного из таких помню до сих пор.  Большой, лысый, с добрыми и умными глазами.  Но главное – с книгой в руках.  А я  обожала читать с детства, в библиотеку бегала  аж  за 7 километров от дома. Стала просить у него книги, журналы.  Кстати, тогда впервые познакомилась с журналом «Огонек».  «Читающий дяденька» никогда мне не отказывал,  одобрял мое увлечение и  почему-то уважительно называл меня «писательницей».

Конечно, как и все деревенские детишки той поры, я успевала и  книжки читать, и на покосы ходила, и коров доила, и даже кукурузу с мамой сеяла, выполняя знаменитое указание генсека Никиты Хрущева. Но уже тогда, в раннем детстве,  твердо решила стать учителем. Когда из Чермозской школы пришли записывать меня в первый класс, я гордо заявила «Когда  вырасту,  тоже стану учительницей!»

Училась хорошо, но из всех предметов выделяла литературу. К своему великому огорчению, поступить в Пермский педагогический институт в первый год не получилось. Однако,  в школу я пришла. Видя мое страстное желание стать педагогом, в ГОРОНО мне пошли навстречу и, несмотря на отсутствие диплома и педагогического опыта,   направили в малокомплектную школу учительницей начальных классов. В 1968 году мечта моя, наконец, сбылась - я стала студенткой!

Учительство – не труд, а отреченье…

Сделав свой выбор,   Александра Васильевна, конечно,  знала, что учительская работа очень беспокойная: она требует высокой ответственности и организованности, постоянного эмоционального напряжения и бесконечной энергии. Собственно, все эти качества в полной мере были ей присущи.

- Как приняла Вас профессия?  

- После окончания ВУЗа я год учительствовала в  краснокамском доме-интернате, потом работала в школе №10, брала  часы преподавания  в других школах. Ведь к тому времени появилась семья, родился первенец Алеша ( у Александры Васильевны  трое детей)  , была необходимость в стабильном заработке. И вот, в 1975 году по приглашению Евгения Степановича Полушкина я оказалась в средней Майской школе, где задержалась на целых 20 лет! Это были замечательные годы,  наполненные творчеством, яркими событиями в профессиональной сфере.  Здесь, пожалуй, я состоялась, как учитель.   В Майской школе царила совершенно изумительная атмосфера заботы и поддержки, как со стороны директора, так и старших коллег. Я быстро влилась в коллектив, с удовольствием участвуя во всех  новаторских экспериментах, идейным вдохновителем которых являлся директор Полушкин. Именно там, в Майской школе, родился и проект создания пушкинского клуба.

Союз волшебных звуков, чувств и дум

- Почему именно Пушкин?

- Сейчас я понимаю, что пушкинская тема сама меня отыскала. Вернее, этот путь был предопределен задолго до появления клуба.  Так, еще в институте я обожала лекции Инны Викторовны Малышевой - блистательного знатока творчества Пушкина. Она буквально заразила меня этой любовью! Позже, работая уже в доме-интернате и вспоминая эти лекции,  я решила дать открытый урок на тему « Кем бы стал Ленский, если бы Онегин его не убил?» О, как я готовилась, как волновалась! И как радовалась, что урок получился, что его высоко оценили мои коллеги и сами ребята! С этой окрыленной любовью к Пушкину я пришла в Майскую школу. Тем более, тогда уже практиковалось углубленное изучение предметов, я взяла гуманитарный класс.  Стала думать, вокруг какой «изюминки» можно было бы сплотить ребят, увлечь их.  Конечно, такой изюминкой стал Пушкин. Кстати,  заметив мою особую любовь к поэту, как-то одна из учениц сама предложила: - А давайте создадим пушкинский клуб?! Предложение было принято на ура. Сначала наше объединение  называлось «Родничок», затем придумали новое название «Зеленая лампа».  Ну, а дальше, что называется, «Остапа понесло» …

 

Я в гости к Пушкину спешу…

- Как строили работу нового объединения?

- Самое нелегкое – начать. Что такое литературный  клуб? Что необходимо для его работы? Какие формы и методы можно использовать, чтобы увлечь учащихся?  Эти и многие другие вопросы очень волновали меня.  Я озвучила свои переживания директору. Евгений Степанович, с присущей ему всегда готовностью помочь, связал меня со своей давней приятельницей. Она  возглавляла пушкинский клуб в Полтаве и очень мне помогла.  Пушкинские уроки, конкурсы стихов и сочинений, поездки по пушкинским местам, участие во всевозможных пушкинских фестивалях – все это давало возможность  по-настоящему раскрыть возможности и таланты ребят,  привить  им вкус к творчеству, любовь к прекрасному. Да и в целом, участие в работе пушкинского клуба делало их жизнь интересной и насыщенной. У нас не только были свой символ, девиз, у нас даже клятва своя была на верность Пушкину, вот! Самыми плодотворными были 80-е годы. Майский тогда активно развивался, за счет совхоза мы неоднократно организовывали разные поездки, экскурсии.  Неоднократно были в Михайловском, даже с самим директором пушкинского музея - заповедника С. Гейченко общались! А как было интересно узнать, что эти самые пушкинские места защищал от фашистов наш директор Е. Полушкин! Безусловно, такие встречи не могли оставить ребят равнодушными. Клуб рос, ко мне стали ходить учащиеся  не только с гуманитарными наклонностями. Конечно,  это придавало мне, как педагогу, новые силы и вдохновение.

 

«Я музу резвую привел на шум пиров…»

- Что особенно помнится Вам?

- Помню, какую гордость мы испытали, когда нас приняли в состав Всесоюзного Пушкинского Общества! Ведь это право нужно было заслужить! Мы ездили с ребятами на конференции, выступали с докладами. В  поездках старались успеть посетить все, что связано с именем Александра Сергеевича. Так, побывали в церкви, где по свидетельству историков, крестили будущего великого поэта, в музее-квартире Пушкина на Мойке, д.12. в Санкт-Петербурге и др. Большим событием стало участие в празднике Болдинская осень, который проходил в Донецке на Украине. Тогда еще ничего не предвещало будущей разобщенности народов, наоборот, имя великого поэта объединяло и сближало всех. С фестиваля  мы увезли много самых разных наград:  медалей, грамот и дипломов – радость нас переполняла! Там же завязалось мое знакомство с пушкинистом  Светланой Шалобаевой, длившееся долгие годы. В ознаменование 200-летия со дня рождения поэта мне вручили Медаль Пушкина – тоже запомнившееся событие!

 

У «ЛУКОМОРЬЯ»

- В последние годы Вы работали уже в другой школе – школе №8. Как там встретили Вашу безмерную любовь к Пушкину?

- Все накопленное за годы работы в Майской школе, я постаралась перенести в новый коллектив, уже новым учащимся. Без труда пушкинский клуб прижился и в новой школе, на его огонек потянулись все, кто был так или иначе увлечен литературой.  Ирина Липатникова, Вита Тучина, Катя Черемных, Кристина Пирогова, Маша Михаль, Женя Гильманов – всех их объединил пушкинский клуб «Лукоморье» (так мы себя назвали!)  Кстати, многие выпускники пушкинского клуба впоследствии  стали филологами, музыкантами, журналистами. Думаю, не случайность…

Статус школы-гимназии (который имела в то время школа №8) , к тому же, накладывал на педагогов дополнительную ответственность. Я защитила программу, посвященную пушкинской тематике, постоянно расширяла контакты с пушкинистами, осваивала новые площадки. Так, например, мы приняли участие  во Всероссийском пушкинском празднике и краеведческом фестивале в г.в Санкт-Петербург. Темы, с которыми выступали мои ребята, всегда были достаточно сложные, требовалась большая кропотливая исследовательская работа.  К примеру, взять тему  «Связь творчества пермского писателя Льва Кузьмина  и сказок Пушкина» или  «Пушкин и Краснокамск». Я уже не говорю, что традиционными праздниками в «Лукоморье»  были День пушкинского лицея, День рождения поэта и День его памяти.  Эти даты мы всегда отмечали театрализованными постановками, зачастую  сами ребята предлагали что-то свое.  За долгие годы существования пушкинского объединения  у нас накопилось много регалий и наград не только краевого уровня, но и достаточно редких, очень ценных. Например, в летописи и архиве клуба хранится грамота, подписанная самим академиком Д.Лихачевым, есть редкие книги, высланные нам в дар от МГУ с автографом ректора В. Садовничего. Но главный итог этой многолетней работы – увлеченность ребят литературой и Пушкиным, которую они, уверена, пронесут через всю жизнь.

Быть волонтером – значит быть полезным!

- Как случилось, что Вы стали волонтером Центральной районной библиотеки?

- Даже уйдя с преподавательской работы, трудно расстаться с делом всей своей жизни. Ведь накопленный багаж никуда не девается, а желание поделиться своими знаниями и опытом всегда был мне присущ. Поэтому, когда заведующая отделом обслуживания библиотеки Татьяна Шарапова обратилась в прошлом году ко мне с просьбой провести литературное мероприятие для ребят краевого клинического наркологического диспансера, я сразу согласилась. Выбрала тему дуэли Пушкина и Дантеса. И не пожалела:  аудитория оказалась крайне заинтересованной и благодарной. Некоторые ребята, как оказалось потом, сами пишут стихи. Дальше  - больше: для учащихся техникума прочла несколько лекций, посвященных краеведению. А поскольку я не только литератор, но и учитель русского языка ( в свое время даже организовала в школе кружок «Занимательная грамматика»), то вскоре родилась идея провести в библиотеке для всех желающих открытые уроки по грамотности. Приятно, что тема оказалась востребованной, и для меня, как педагога – это большое удовольствие. Ну, а стены библиотеки всегда были для меня родными, ведь мы провели здесь столько совместных интересных мероприятий!

Беседуя с Александрой Васильевной, я невольно вспоминала пушкинские слова, с которыми поэт обращался к душе человека, призывая «творить добро повсеместно». Так и она, Учитель Александра Маслова, заслужила сказать о себе: «Этому завету Пушкина я следую всю свою жизнь».  И это действительно так.

Записала Ольга Абатурова