МБУК ЦБС г. Краснокамска

            Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ты ее в детстве увидал…

 

Константин Симонов

 

Гражданственность и патриотизм. Доступны ли они детям? Надо ли специально формировать эти качества у малышей? И если да то, когда и как это делать? Этими вопросами задаются многие, особенно молодые, родители, нередко сами испытывающие противоречивые чувства по отношению к государству, в котором живут. Как научить ребенка любить родину?

Пожалуй, маленьким детям трудно понять, что значит «быть патриотами Родины и любить Отчизну», но им понятно чувство любви к своим родителям, чуткость к красотам родной природы, интерес к родному городу, потребность в дружбе со своими сверстниками. И именно с этого начинается любовь к своему краю, к малой, а затем и к большой Родине. Именно с любви к семье (с любви, а не со страха или подчиненности!) начинается патриотизм. Ведь «патриотизм» – это тоже любовь, о чем написано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

Однако объяснить детям в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно, ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, мультфильмы, книги, журналы, компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток, более изворотлив и противостоит всем остальным. Да и родители в разговорах друг с другом нередко критично настроены к тому, что происходит в государстве, проявляют недовольство условиями жизни и уровнем доходов, выражают неприкрытую тревогу по поводу будущего. Да и самим детям «попадает» за плохое поведение. И все эти, порой справедливые, оценки и действия взрослых накладывают негативный отпечаток в сознании малыша на его отношение к месту, в котором он живет. Он перестает любить ближайшее окружение. Недовольство и неблагодарность становятся личностными чертами многих детей и подростков, и как бы ни старались родители, они никак не могут угодить капризам и ожиданиям своих чад.

Впрочем, многие молодые родители вообще не считают важным воспитания патриотизма и гражданственности у детей; эти вопросы зачастую вызывают у них лишь недоумение. И как следствие, такие слова как «патриотизм», «героизм», «родина» подрастающее поколение встречает усмешкой и пренебрежением. Современное общество предпочитает ставить личные интересы превыше всего, и разговаривать о любви к своей отчизне, об ответственности перед своим народом стало как-то «не модно». Между тем, ощущение Родины — это ведь не просто принадлежность человека к определенному государству; это ощущение себя частью ее природы, это принадлежность к ее истории и культуре, это понимание и желание продолжать традиции и обычаи своего народа, и потребность жить в мире и согласии с другими ее народами.

Суть патриотического воспитания ребенка состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Сначала любовь к близким людям, природе, родному городу, а затем – чувство любви и гордости за свою Родину.

Взрослым, необходимо помнить, что как бы ни менялось общество, в какие бы времена мы не жили, свою страну, свой город или село необходимо показать ребенку с привлекательной стороны, ибо если мы серьезно и качественно не будем заниматься воспитанием патриотизма маленьких гражданин с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию. Кроме того, мы не получим поколения людей, которые послужат нам опорой в преклонные годы.

Мы говорим сейчас не о политике, а о детской психологии. Для малыша государство – это его семья, правительство – это мама с папой, которые на свое усмотрение и законы устанавливают, и наказывают, и благами одаривают, – в общем, власть осуществляют. И если ребенок слышит от родителей пренебрежительные оценки в адрес государства, видит равнодушие по отношению к значимым в его истории событиям, «впитывает» огульную критику к представителям власти, он, став уже взрослым, бессознательно будет демонстрировать все тоже самое своим родителям: пренебрежение, равнодушие, критику. Если родители не покажут ребенку, что значит любить родину, быть терпимыми к недостаткам и заинтересованными в ее процветании – ребенок не будет любить и терпеть их самих, не будет заинтересован в их благополучии. Таков закон природы, так формируется психика ребенка – по примеру родителей: какие чувства родители демонстрируют по отношению к стране, в которой живут, такие же чувства повзрослевшие дети будут испытывать по отношению к ним самим. Увы, для многих престарелых мам и пап это открытие становится горьким…

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Любовь к Родине начинается с любви к маме, к близким людям, к родительскому дому, к своим друзьям. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, с родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Именно с воспитания чувства привязанности к родной семье, к родному дому и родному городу начинается формирование чувства любви к своей Родине.

Патриотизм формируется через чувства. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку или к животным, радость от своих успехов и хороших поступков, гордость за своих родителей, восхищение от созерцания природы, волнение от соприкосновения с произведениями искусства, почтение к силе духа и героизму тех, кто совершал подвиги, – он приобрел эмоциональный опыт, который является фундаментом более глубоких чувств, а именно – сопричастности к чему-то возвышенному и нравственному. Это и есть основа гражданственности.

Рассмотрим основные правила, которые помогут родителям начать грамотно формировать в своем ребенке чувство патриотизма и понимание гражданственности:

1.        Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете. Не критикуйте представителей правительства и властных структур в присутствии детей. Разговоры о политике – не для детских ушей!

2.        Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма и недовольства жизнью будет проявлять ваш ребенок.

3.        Руководствуйтесь прекрасной заповедью А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растут будущие граждане. Все хорошее, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Читайте с малышами литературу, смотрите телевизионные передачи и кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

4.        Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых те вышли с честью. Подчеркивайте, что в любые суровые времена они верили в светлое будущее и трудились на благо родины, мечтая о ее процветании. Делайте акцент на то, что нынешнее мирное, сытое, стабильное и изобильное существование вашего ребенка – это заслуга и результат героических усилий его предков и вас, в том числе.

5.        Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только разбирать его учебные и психологические проблемы, но и обращайте его внимание на позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные ситуации были на занятиях и после них).

6.        Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не оговаривайте его такими слова и выражениями, как «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не лезь!». Поощряйте ребенка, когда он проявляет инициативу или легко подхватывает ее в одобряемых видах деятельности и в творчестве.

7.        Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих! Лень, апатия, инертность – в бытовых вопросах или в социально-общественных ситуациях – чреваты тем, что вылетев из «родительского гнезда» ваши повзрослевшие «птенцы» о вас забудут. Именно поэтому участвуйте вместе с детьми в благотворительных акциях, в субботниках по благоустройству своего двора, в коллективных поездках, в народных праздниках.

8.        Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции. Поощряйте его оптимизм, «не грузите» взрослыми проблемами и цените его умение хорошо адаптироваться к тому времени и к той жизни, в которой он живет.

9.        Покажите своему ребенку лучшее в том месте, где вы живете. Знакомьте его с красотами природы, с памятными и историческими местами своего города/поселка, с земляками – героями войны и труда, с историческими личностями, посетившими и/или прославившими ваши края.

10.    Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей, на выставку, в театр или на концерт, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок еще маленький, тем больше вероятность того, что он станет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.


Слова замечательного педагога, вынесенный в эпиграф данной части статьи как нельзя точно отражают задачу родителей – как можно раньше пробудить в растущем человечке симпатию и чувство привязанности к тому, что его окружает: к своей семье, к родному дому, детскому саду, к своей улице, городу. Интерес, радость и гордость – вот те базовые чувства ребенка, которые лежат в основе патриотизма. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок испытывал гордость за достижения своей страны, уважение к армии, воодушевление от мужества воинов, любовь к родной природе, интерес к национальной культуре, традициям и промыслам, желание участвовать в мероприятиях государственных и народных праздников.

«А как заставить ребенка любить?», – спросят некоторые читатели. Заставить нельзя, но можно научить любить. Любовь у детей пробуждается через интерес: что интересно, то и любят, кто интересен, того и любят. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании окружающего мира, людей, природы. Не зря же их называют «почемучками». Поэтому отвечая на детские вопросы, можно легко пробудить и поддержать интерес ко всему, что попадает в их поле зрения. Заинтересовать – значит, пробудить к этому любовь. И чем раньше это начнется, тем лучше. Возраст в 4-5 лет – оптимальный период начала формирования гражданского самосознания.

При этом родителям важно понимать, что воспитание патриотичности следует начинать не с лекций и нравоучений, а с создания теплой, уютной атмосферы дома, чтобы ребенок был наполнен радостью, согрет родительскими улыбками, окружен добрыми друзьями, занят веселыми играми и совместным с другими членами семьи трудом. Представления о доброте и честности, гуманные чувства, понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, осознание, что значит дружить, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки, доброжелательное отношение – все это создает в душе малыша эмоциональный комфорт и дает понимание того, что значит любить других людей и быть ими любимым. И эту любовь нужно последовательно распространять от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) – к более сложному (город, республика, страна).

Рассмотрим, с помощью каких приемов мамы и папы могут формировать в повседневной жизни чувства патриотизма и гражданственности у своего чада.

Мир маленького патриота начинается с родного дома, в котором он впервые осознает себя членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи всегда вызывает у ребенка сильные положительные эмоции, поэтому родители могут рассказывать ему о значении имен всех членов семьи, о происхождении маминой и папиной фамилий, о профессиях родителей, бабушек и дедушек. Все это заставит ребенка внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Хорошо, когда ребенка учат заботиться о младших братиках и сестренках, о домашних питомцах, объясняют, как правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, приучают бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами, воспитывают привычку быть внимательными к людям пожилого возраста (здороваться, вовремя подать стул, уступить место, поблагодарить за гостинцы). Именно родители на примере своего труда, своей жизни, показывают малышу, как важно быть нужным людям и своей стране, как здорово, когда на тебя возлагают надежду не только родные, но и все общество, и вся страна.

Чтобы развить любовь к малой родине, мамы и папы могут как можно больше рассказывать малышу о населенном пункте, в котором он живет; пробуждать чувство гордости за него, подводить к пониманию того, что его малая родина имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. Полезно прогулки на свежем воздухе превращать в мини-экскурсии и вместе с ребенком любоваться местными красотами, знакомиться с улицами, рассматривать и сравнивать старинные и современные здания, фотографироваться на фоне различных достопримечательностей. Полезно одобрять ребенка за примерное поведение в общественных местах и поощрять за его стремление поддерживать порядок. Замечательно, если он после прогулки расскажет кому-то из близких о своих впечатлениях, о том, что ему понравилось, покажет фотографии или нарисует наиболее запомнившиеся моменты. Еще лучше, когда вместе с родителями он принимает участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, в субботнике по наведению чистоты в подъезде, в экологической акции.

Прогулки можно также использовать, чтобы привлечь внимание малыша к объектам, которые расположены на ближайших улицах – детский сад, школа, парк, магазин, церковь, почта, аптека, библиотека – и рассказать об их назначении. Можно зайти в некоторые учреждения и понаблюдать за работой их сотрудников, отметив ценность их труда. Обязательно порадоваться тому, что все, что необходимо для хорошей жизни, доступно ребенку. Особенно сильное впечатление оставляют у детей экскурсии на предприятия и в учреждения, где работают их собственные родители, поэтому, если есть такая возможность, можно брать ребенка с собой на работу и предложить ему со стороны посмотреть, как работают мамам и папа.

Воспитывая у детей любовь к своему поселению, важно постепенно подводить их к пониманию того, что город/село – это частица родины, что во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных); повсюду живут люди разных национальностей, которые вместе работают и помогают друг другу; везде соблюдаются традиции, везде чтится память героев, защитивших ее от врагов; люди берегут и сохраняют природу; есть общие праздники – профессиональные и общественные.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Ребенка старшего дошкольного возраста нужно знакомить с государственными символами России, со столицей нашей родины – Москвой, с другими славными городами России, со знаменитыми россиянами. Пусть ребенок знает, что флаг, герб и гимн есть не только у государства, но и у его родного города, и к ним нужно относиться уважительно. Домашнее чтение можно периодически посвящать книгам о героях, защищавших нашу Родину в разные времена, рассказывать о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина – защищать Отчизну, охранять ее спокойствие и безопасность.

Все дети любят играть, а потому мама и папа могут поиграть с ними в «путешествия», во время которых детям можно рассказывать что–то новое о малой или большой Родине, о других странах, или поиграть «в профессии»: в моряков, летчиков, продавцов, учителей, пожарных и т.д. Во время прогулок можно вспомнить народные подвижные игры: «Коршун и цыплята», «Городки», «Салки» и другие.

Историю и традиции предков лучше всего познавать через сказки, мудрость которых передается от поколения к поколению. Погружаясь в мир сказок на примерах сказочных героев ребенок учится различать добро и зло, учится дружить, проявлять взаимопомощь и трудолюбие, ценить накопленные народом знания, усваивать нравственно-этические нормы поведения. Развитию любви к Родине способствуют также занятия по развитию речи, домашние литературно-музыкальные развлечения, тематическое рисование. Родители могут читать малышу книги на патриотические темы и рассматривать иллюстрации к ним, разучивать вместе с ним народные песни и стихи, посещать музеи и выставки. Активно вводить в речь ребенка потешки, загадки, пословицы и поговорки. Можно устроить семейный конкурс рисунков о своих впечатлениях об увиденном и услышанном, а можно организовать домашнюю выставку поделок из природных материалов (шишки, веточки, семена растений и т.д.). С ребенком 6-7 лет можно совместно делать куклы, история которых имеет многовековые традиции: тряпичные куклы-скрутки и куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток (благо схемы и технологию изготовления можно легко найти в интернете). Куклы, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость и в отличие от покупных, не забрасываются от пресыщения.

Также стоит знакомить ребенка с культурой и обычаями представителей других национальностей, формировать к ним дружелюбное отношение. Изучая быт и традиции народов нашей родины, важно подчеркивать, что всем им характерны общие традиции: гостеприимство, почитание родителей, взаимовыручка.

Все дети любят праздники и развлечения, а потому малыша с ранних лет можно привлекать к подготовке национальных обрядовых праздников, которые когда-то были частью труда и быта наших предков. Возможность провести вместе с родными рождественские посиделки или поколядовать, поучаствовать в хороводах на Широкой Масленице, отметить в кругу семьи Пасху дает ребенку возможность познакомиться с историей народа и его укладом жизни. А привлекательность жизни современного общества ребенку можно показать через государственные праздники: Новый год, 8 Марта, День Защитника Отечества, День Победы и т.д. Малыш имеет возможность на них окунуться в атмосферу общей радости, веселья, ощутить чувство сопричастности к великим памятным событиям страны, а затем отразить свои впечатления в рисунках.

А еще в такие дни можно достать фотоальбомы и полистать их с детьми. Мальчишкам особенно интересным будут «Дембельские альбомы» папы и дедушки, внушающие гордость за них, желание подражать им и в свое время тоже стать защитником Родины. Взрослые могут поиграть с мальчиками в «войнушку», помаршировать, попеть солдатские песни, рассказать им интересные истории армейской жизни. В День Победы ребенка обязательно надо брать на шествие «Бессмертного полка» или хотя бы устроить «Галерею семейной славы» дома: достать фотографии и повспоминать прадедов и прабабушек, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, ковавших победу в тылу или испытавших тяготы военного лихолетья в детском возрасте. Можно посетить Мемориал погибшим воинам и возложить цветы, почтить память погибших солдат минутой молчания.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о домашних животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле, во время которых родители могут вместе с ребенком проводить наблюдения за растениями, насекомыми, птицами и животными, замечать изменения, происходящие с ними, устанавливать их причины. Такие прогулки дают возможность показать малышу очарование пейзажа родного края, учат его ценить его разнообразную красоту, знакомят с правилами бережного отношения к природе. А дома можно вместе с ним читать энциклопедии, к примеру «Планета чудес и загадок», «Хочу все знать», «1000 чудес природы» и рассматривать иллюстрации в них. Можно любоваться фотокопиями картин русских художников о родной природе, сопровождая это чтением поэтических произведений. Все это воспитывает в ребенке умение эстетически воспринимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края, чутко реагировать ни ее красоту, восхищаться разнообразием.

 

Яркие, полученные в детстве впечатления о родной природе, об истории родного края и истории собственной семьи, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у него принятие жизни в самом широком смысле этого слова, формируют психологический иммунитет к трудностям, которые случаются у каждого человека. И не смотря ни на какие кризисы и переживания, человек с патриотической направленностью всегда будет говорить: «Как много у меня хорошего!», «Как здорово, что у меня это есть!», «Прекрасно, что для меня созданы такие условия!», «Как мне повезло!»