МБУК ЦБС г. Краснокамска

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.

Жорж Сименон

      В середине учебного года многие родители с тревогой замечают, что у их любимых чад начинает неуклонно снижаться интерес к учебе. Вроде бы на каникулах и в выходные дни дети хорошо отдыхают, и все возможные мотивирующие подарки-поощрения получают, и витамины пьют, и помощь посильную при выполнении домашних заданий родители и репетиторы им оказывают, – но успеваемость ползет вниз, и никакие усилия взрослых не могут заставить школьников «полюбить» учебу.

     Причем, касается это как ребятни из младших классов, так и подростков среднего звена и старшеклассников юношеского возраста. Увы, это подтверждают и социологические опросы: к примеру, по данным Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования.

Причин снижения успеваемости множество. Назовем основные:

1. Ребенок не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: предмет неинтересен; ученик отстал по программе (к примеру, из-за болезни или частых отлучек на соревнования, конкурсы) и теперь не понимает, о чем идет речь; учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверке полученных знаний; в классе между детьми часто вспыхивают конфликты или есть сложности в общении с учителями, и из-за этих переживаний учеба «не лезет» в голову.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: ребенок общается с «плохой компанией»; в классе сложилось негативное отношения к «ботаникам», выскочкам и учительским любимчикам.

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, непонятен ее смысл для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, сложности в общении с близкими; перед глазами нет достойных примеров, кому подражать и на кого равняться. Противоречивый или гиперопекающий стили воспитания: родители либо предъявляют противоречивые требования (например, отец воспитывает ребенка в строгости, приучая к дисциплине и ответственности, а мама покрывает своего любимца, потакает каждому его капризу, и сама делает часть заданий за него), либо родители все решают за ребенка, пошагово контролирую его жизнь, не дают ему самостоятельности.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: слабое здоровье, хронические заболевания, либо слишком большая внешкольная нагрузка, когда изобилие секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него не остается.

Что же нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  1. Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает. И тут надо иметь в виду, что мотивировать будущим результатом, например, возможностью поступить в ВУЗ или получить хорошую работу, можно только старшеклассников. Способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам. Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять взрослых на этом уровне. Увлечь тех, кто учится в младших и средних классах, можно лишь самим процессом учебы, а для этого необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.
  2. Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия. У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, хотя их заинтересованность может совершенно не совпадать с учебной деятельностью. Поэтому взрослые зачастую не поощряют, а, наоборот, пресекают детское любопытство, как и самостоятельность. «Не лезь не в свое дело! Не суй нос куда не надо!» – грубо одергивают они свое чадо, а потом удивляются, почему тому ничего не надо.
  3. Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого. Интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует, что он «может!». К сожалению, взрослые чаще говорят ему: «Ты должен!» Ребенок постоянно сомневается, получится или не получится у него задание, не надеясь на себя, бежит за помощью к родителям, помощь воспринимает как подсказку и тут же забывает ее, и в конце концов решает, что учеба больше нужна маме с папой, а не ему.
  4. Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца. В менталитете многих современных детей живет убеждение, что удовольствие, успех должны последовать сразу после приложенных усилий. Нередко этому способствуют сами родители, немедленно удовлетворяя любые детские желания. Детям не хватает усидчивости и понимания того, что только «терпение и труд все перетрут» (пословица). Порой терпения не хватает самим взрослым.

     Рассмотрим, каким образом мамы и папы, бабушки и дедушки могут помочь своему любимому ученику преодолеть школьные трудности. Мы выделили три основных этапа – начальная школа, средняя школа и старшие классы – и подобрали универсальные рекомендации, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций.

1. Начальная школа. Задачи взрослых – создать безопасность и поощрять любопытство.

Для начала с помощью небольшого теста можно провести диагностику состояния ребенка и оценить, насколько он заинтересован учебой. Если у младшего школьника проявляется хотя бы половина из следующих проблем, его интерес к учебе будет стремительно падать:

  • Он говорит, что учительница его не любит или ему не нравится.
  • Жалуется, что она слишком часто кричит.
  • Перед уходом в школу у него болит голова или живот, он забывает свои вещи.
  • Он недоволен своими отметками, жалуется на несправедливость.
  • Отказывается от помощи, даже когда она необходима.
  • Он уверен, что у него ничего не получится, и ждет, чтобы его успокоили и похвалили.
  • Быстро забывает даже те уроки, которые выучил наизусть.
  • Не рассказывает о школе. Ответ на все вопросы: «нормально» или «не знаю».
  • Говорит, что у него нет друзей среди одноклассников.
  • В первом классе скучает по детскому саду, в четвертом — боится перехода в пятый.

Что могут сделать родители, чтобы у ребенка сохранился интерес к учебе?

1.  Создать безопасное пространство. Разочарование происходит из-за неоправдавшихся ожиданий: малыш думал, что будет легко и просто, но на само деле трудно и скучно, думал, что за учебу его будут хвалить и любить, но вместо этого его ругают и наказывают. И главное, не понимают! Кроме того, трудно учиться с удовольствием, когда дома родители постоянно критикуют школу, когда им самим не нравится учительница, когда мама отправляет ребенка в класс с неспокойным сердцем. Реакция взрослых означает для него одно — в школе небезопасно, и он пугается, чувствует себя беззащитным, подавленным. Силы уходят на то, чтобы справиться со своими страхами, а энергии на учебу просто не остается. Помочь младшим школьникам учиться — значит быть рядом, откликаться и поддерживать. Верить самим и внушать ребенку уверенность, что он сильный, умный, способный, и что он справится.

2. Развивать любознательность. Ребенок нуждается во взрослых, но в вопросах учебы он не должен от них быть постоянно зависимым. Школьная реальность уже с первого класса приучает ребенка к самостоятельности, но есть обстоятельства, с которыми сам он еще не может справиться, и прежде всего, это – непонятный материал. Когда непонятно, становится скучно, и все задания превращаются в рутину. Трудно заставить себя делать то, смысл чего ты не понимаешь. Трудно заучивать правила, в которых не можешь ухватить логику. Интерес к учебе и потребность познавать постепенно угасают.

          Если ситуацию в школе изменить нельзя, то именно родителям предстоит «брать ребенка за руку» и открывать перед ним новое. Во время прогулок, по дороге в школу или домой наблюдать за окружающей действительностью, за природой, за людьми, разговаривать об увиденном, ощущать запахи, прислушиваться к звукам. Множество сделанных открытий, пусть и маленьких, вызывают удовольствие, которое ребенок непременно почувствует в такие мгновения, и это позволит ему сохранить радостное любопытство к миру, желание исследовать, экспериментировать, наблюдать. Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые могут вызвать только отвращение к обучению.

3.  Замечать достижения. Очень хорошо, если родители научат ребенка сравнивать себя не с другими детьми, а с самим собой и буду хвалить его за индивидуальные достижения, к примеру, за то, что раньше он делал 25 ошибок в диктанте, а сейчас лишь 22. Только без иронии и сарказма! Это должна быть действительно похвала, а не насмешка.

 4. Не критиковать. Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. Голландские ученые исследовали активность мозга школьников с помощью МРТ и обнаружили, что активность зон, ответственных за понимание, у 8–9-летних детей не менялась, когда их работу критиковали (например, говорили: «Ты сделал неправильно, ответ неверный»), но зато повышалась, когда ребенок слышал слова ободрения. В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках! И лишь с 12–13 лет подростки могут извлечь пользу из своего негативного опыта, но только при условии, что они эмоционально реагируют на свои неудачи, а не равнодушно игнорируют их.

  1. Средняя школа. Задачи взрослых – поощрять самостоятельность при грамотном контроле. Быстрый рост и гормональные бури меняют у подростков и восприятие себя, и отношения с окружающими. Эта «революция» в их развитии напрямую сказывается на учебе. А увлечение интернет-технологиями, виртуальными формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Мамам и папам категорически не нравится, что их подросшее чадо все меньше внимания обращает на учебу (даже, если начальную школу закончил благополучно) и все больше игнорирует родительские требования и наставления. А причина в том, что во время пубертатного периода интересы ребенка смещаются: его начинает волновать не учеба, а кто с кем дружит, кто и что сказал, кто кого предал. Он открывает для себя мир общения со сверстниками, и учеба уже не кажется такой важной, особенно мальчикам.

Проверить, насколько ребенок утратил интерес к учебе, поможет небольшой тест. Если у ученика средних классов проявляется хотя бы половина из следующих признаков, – с его школьной мотивацией возникли проблемы:

  • Ребенку неинтересны школьные предметы.
  • Он часто критикует преподавателей, жалуется на их несправедливость.
  • Он не помнит имена-отчества большинства педагогов, называет их «математичка», «русичка», «географичка» и т.д.
  • У него не получается вовремя вставать по утрам, но даже встав в срок, он опаздывает в школу.
  • Он забывает записывать домашние задания, он их просто не слышит; часто бывает искренне убежден, что «ничего не задали».
  • Он забывает сдавать письменные работы, даже если они сделаны.
  • Он не выполняет задания по пропущенным урокам.
  • Он плохо или апатично ведет себя на уроках и регулярно получает замечания.
  • Он не участвует в жизни класса.
  • Он отпрашивается с уроков, жалуясь на плохое самочувствие.
  • В школе ему скучно. Он часто чувствует себя уставшим и может задремать на уроке.

Что могут сделать родители подростка, чтобы восстановить его интерес к учебе?

2.1.Учить самостоятельно учиться. Переход в средние классы сопровождается сменой всей системы школьных занятий. Каждый год появляются новые предметы. Учителей теперь гораздо больше, одни задания надо делать на завтра, другие — на следующую неделю. У каждого учителя свой стиль преподавания, свои требования и критерии оценивания знаний. Заниматься становится намного сложнее, и многие дети теряются.

Лучший способ помочь им — научить грамотно действовать в новых обстоятельствах. В этом возрасте очень помогает четкий распорядок дня. Полезно приучить сына или дочь заниматься в определенные часы, и лучше до того, как садиться перед телевизором или компьютером. Можно вместе с ним составить план занятий, поставить ему «напоминалки» в телефон, но оставить ребенку ответственность за выполнение уроков. Пусть постарается делать задания сам, однако будет рядом с взрослыми, чтобы иметь возможность задавать уточняющие вопросы.

Многих родителей смущает, когда подросток садится делать уроки на кухне или в комнате, где сидят другие домочадцы. На самом деле, это хорошо: во-первых, мама с папой видят, что их чадо действительно сидит с книжкой, а не с телефоном или планшетом, во-вторых, они могут ответить на его вопросы и, по возможности, объяснить то, что он не понял в школе, а, в-третьих, их моральная поддержка дает ему ощущение защищенности.

Перед родителями стоит еще одна непростая задача — внимательно следить за учебой, но не настаивать на высоких результатах, особенно если у ребенка скромные способности. Если ждать от школьника этого возраста успехов, которые он никогда не сможет показать, и постоянно упрекать его, – это может «погасить» в нем желание учиться. Важно, чтобы он понимал в чем польза школьных знаний: они меняют его, обогащают, и с ним становится интереснее общаться. Кроме того, когда он что-то делает успешно, это придает ему уверенности и чувство «взрослости».

2.2. Поднять самооценку. Современные школьники слишком быстро отчаиваются. Они пасуют перед малейшими препятствиями, отказываются прилагать усилия, если результат не гарантирован. Во многом, это происходит потому, что дети не уверены в себе и остро переживают свою некомпетентность. Они зациклены на своих слабостях и недостатках (нередко под влиянием родителей, которые постоянно ругают и критикуют).

Исправить ситуацию можно, если объяснить ребенку, что компетентность рождается только в деятельности, причем достаточно сложной, которая может быть вызовом, преодолением. И ничего страшного, что вначале бывает очень трудно и появляется ощущение «тупика». Преодолеть его помогают сильные стороны характера, которые необходимо найти в ребенке и постоянно подчеркивать. И не делать трагедий из ошибок и неудач! Полезно также помнить о том, что школьные баллы — это оценка сегодняшних знаний ребенка, но не его самого как личности, и если оценки низкие, то это не ребенок плохой, а «ребенок – хороший, знания – пока плохие»

2.3. Ослабить контроль. Младшие подростки особенно нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. От взрослых они ждут постановки выполнимых задач, последующего одобрения каждой своей работы и уважения своей независимости. Казалось бы, противоречивые ожидания – быть внимательными к тому, чем живет ребенок, но ослабить контроль. Это действительно, сложная задача, и хорошо, если родители с ней справятся. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Не к отметкам, а к процессу обучения, к его новым интересам и увлечениям. Детей раздражает, когда их спрашивают: «Какие у тебя оценки?», – но они охотно обсуждают то, что их хоть как-то заинтересовало.

       Если же их «передавить» контролем, и даже в 7–8 классе пошагово проверять выполнение домашних заданий (или делать их за детей), то это сформирует у подростков тревожность и неуверенность в себе (или равнодушие). Они будут уверены, что ходят в школу лишь затем, чтобы порадовать маму или папу, а родительская фраза «Хорошие оценки нужны тебе, а не мне» вызовет лишь недоверчивую ухмылку.

 

  1. Старшие классы. Задачи родителей – проявлять гибкость и выдержку. Жизнь старшеклассников проходит под знаком необходимости выбора учебного заведения и сдачи экзаменов. На пороге будущего для них неоценима поддержка родителей, и прежде всего, тогда, когда утрачивается интерес к учебе, хотя, казалось бы, новые горизонты должны воодушевлять. Увы, но нередко бывает, что чем заманчивее и амбициознее перспективы, тем большее учебная нагрузка, а потому подросток быстрее истощается и эмоционально «выгорает».

     С помощью небольшого теста можно оценить, насколько устойчиво сохраняется мотивация школьного обучения. Если хотя бы три из следующих проблем проявляются в течение нескольких недель, пора бить тревогу:

  • Старшеклассник регулярно опаздывает на уроки и иногда их прогуливает.
  • Он замыкается или раздражается, как только взрослые задают ему вопрос о школе.
  • Он часто делает задания в последний момент.
  • Случается, что во время контрольной работы он не может ничего написать и сдает пустой лист.
  • Ему сложно сосредоточиться.
  • Ему трудно заранее планировать свои занятия, он не знает, что будет делать через три дня.
  • Он часто говорит: «Подумаешь, выпускные экзамены, их все сдают».
  • Он не любит задумываться о своем будущем.
  • Он заболевает в дни контрольных.
  • У него нет друзей, или, наоборот, он общается целыми днями, забывая об уроках.
  • Он забросил свое хобби или, наоборот, увлекся им в ущерб всему остальному.

            Как же родители могут помочь старшекласснику разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях, расставить приоритеты и восстановить утраченный интерес с процессу познания?

3.1.Удача — результат усилий. Интерес к знаниям у старшеклассников зависит, прежде всего, от атмосферы в школе, от престижности образования в глазах друзей, от планов самого подростка на будущее. Но есть важная область, где велика роль родителей: от них зависит, как ребенок воспринимает причины своих успехов и неудач. К примеру, он может считать, что его успех — это случайность (у учителя хорошее настроение или попалась знакомая тема), а неудачи объяснять отсутствием у себя способностей. И зачем тогда стараться, если от тебя ничего не зависит? Родителям в этом случае очень важно показывать в общении с сыном или дочерью, что для стабильных успехов необходимы усилия, что способности развиваются, но не тупым повторением раз за разом того, что не получается, а гибкостью и нестандартным подходом, например, поискать новую стратегию решения трудной задачи.

     Еще одна проблема, в которой подростку нужна помощь взрослых – «ярлыки». К примеру, если ребенок уверен в том, что он — невнимательный, ему сложно будет находить и признавать свои ошибки и делать из них выводы. Да и зачем, когда есть «удобное» оправдание: «Я невнимательный, и с этим ничего не поделаешь»?

     Любой ярлык, «приставший» к подросткам, ограничивает их, мешает относиться к себе конструктивно. Говоря ребенку, что он неспособный, ленивый, заторможенный, рассеянный и т.д., взрослые вызывают у него чувство беспомощности, огорчение, отчаяние; он не понимает, что ему делать дальше, как учиться. И наоборот, когда подростку внушают, что у него все получится, когда он видит связь между избранной им стратегией и полученным положительным (!) результатом, он начинает анализировать, что и почему он делает, и с чего лучше начать в следующий раз.

3.2.Преодолеть страх экзаменов. Непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике, связанной со сдачей выпускных экзаменов. Родителей беспокоит, прежде всего, результат. Манипуляция чувством вины («Я так за тебя волнуюсь» или «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты просто не можешь плохо сдать ЕГЭ»), возможно, и вызовет всплеск трудолюбия, но он будет недолгим. Интерес и желание готовиться к экзамену возникает у школьника лишь тогда, когда взрослые ориентируют его на процесс поиска ответов, на содержание заданий, пусть и не всегда логичных и удачно составленных.

     Родителям достаточно предлагать свою помощь, но не навязывать ее. Оставаться заинтересованными и верить в то, что ребенок справится с испытаниями (ведь тревожась, мы незаметно подрываем уверенность ребенка в своих силах — дети очень хорошо чувствуют, верят в них родители или нет).

     Интеллект старшеклассников не уступает интеллекту взрослых, однако при механической зубрежке используется лишь память, что означает для ребенка отступление на более низкую ступень мышления. Такой способ подготовки к экзаменам не только ослабляет его мотивацию, но и истощает силы.

3.3. Помочь подростку разобраться в себе. Чтобы определиться с планами на будущее, старшекласснику нужна помощь родителей. Не зная себя, он может не рассчитать силы и впасть в крайности — заниматься сутки напролет или не заниматься совсем. Отсутствие опыта не позволяет подростку быть объективным: ему трудно увидеть свои сильные стороны, разобраться в своих желаниях, приоритетах, вкусах и интересах. Существует множество подходов к самоорганизации, но эффективным будет тот, который основан на знании себя. Какой я? Мне легче запоминать на слух или конспектировать? Работать постепенно или штурмом? Именно в этом подростку могут помочь родители: посоветовать, показать разные варианты, рассказать о собственном опыте.

       С ребенком надо открыто обсуждать, на что он может рассчитывать после школы. Планировать вместе с ним будущее с учетом финансовых возможностей семьи, например, говорить, что на репетиторов и на подготовительные курсы деньги есть, а на платное отделение — увы… Если этой ясности в сознании подростка нет, он будет думать, что его «всемогущие» родители каким-то чудесным образом решат все за него, а потому он может не напрягаться.

       Некоторые подростки долго не могут принять решение о своей будущей специальности, особенно если думают, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь. Подобные мысли только усугубляют тревогу. Надо понимать, что эпоха, когда люди всю жизнь работали по одной профессии на одном месте, ушла в прошлое. В современном динамичном мире надо ориентироваться не на одну профессию, а на «веер» (то есть на несколько) профессий. Так что пусть старшеклассник смело делает свой первый выбор, не боясь ошибиться!

 

Конечно, никакие хитроумные приемы и мудрые рекомендации не смогут насильно заставить ребенка заинтересоваться учебой, — но взрослые могут «запустить» его интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает их самих. Когда у мамы с папой появляется вкус к участию в школьной жизни ребенка, тогда и ему становится в школе интересно.